15.01.2008

Обаяние "документальности" )

Ричард Аведон, из «Портрет Генри Киссинджера».

Генри Киссинджер заставил Аведона задуматься о его роли фотографа в создании портрета, попросив перед съемкой «быть с ним помилостивей». Аведон не без помощи Барта размышляет:
Фотографический портрет это изображение человека, который знает, что его фотографируют, и то, что он делает с этим знанием, является также частью фотографии, как и то, во что он одет, как выглядит. Он вовлечен в происходящее и определенно обладает властью над результатом. То, как фотографируемый представляет себя камере и эффект производимый ответом фотографа на его присутствие, и есть создание портрета. Философ Ролан Барт однажды высказал очень умную мысль о фотографии. «Фотография — пленник двух несносных отговорок. С одной стороны, „облагороженное художественное изображение“. С другой — „репортаж“, получающий свою весомость от объекта. Ни та, ни другая концепция не являются полностью верными. Фотография — это текст, сложное размышление над значением.»
Что Барт признает, так это, что нам необходим новый язык для разговора о фотографии. Не «искусство» против «реальности», «уловки» против «откровенности», «субъективное» против «объективного», — фотография находится между этих классификаций. Вот почему совершенно невозможно ответить на вопрос «Является ли фотография действительно искусством?» или «Это точное изображение твоего друга?». Как я сказал по другому случаю [самоцитата Аведона))]: «Все фотографии точны. Ни одна из них не есть правда».
Я не считаю, что снимки должны оправдывать свое существование и называться произведениями искусства или фотографическими портретами. Они — воспоминания человека; противоречивые грани момента в его жизни объекта и наших жизней наблюдателей.

Юрий Лотман, из «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»:

Все мы знаем, как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверное, мы не колеблясь остановимся на фотографии, — таково обаяние «документальности» этого вида текста.