Ричард Аведон, из «Портрет Генри Киссинджера».
Генри Киссинджер заставил Аведона задуматься о его роли фотографа в создании портрета, попросив перед съемкой «быть с ним помилостивей». Аведон не без помощи Барта размышляет:
Фотографический портрет это изображение человека, который знает, что его фотографируют, и то, что он делает с этим знанием, является также частью фотографии, как и то, во что он одет, как выглядит. Он вовлечен в происходящее и определенно обладает властью над результатом. То, как фотографируемый представляет себя камере и эффект производимый ответом фотографа на его присутствие, и есть создание портрета. Философ Ролан Барт однажды высказал очень умную мысль о фотографии. «Фотография пленник двух несносных отговорок. С одной стороны, облагороженное художественное изображение. С другой репортаж, получающий свою весомость от объекта. Ни та, ни другая концепция не являются полностью верными. Фотография это текст, сложное размышление над значением.»
Что Барт признает, так это, что нам необходим новый язык для разговора о фотографии. Не «искусство» против «реальности», «уловки» против «откровенности», «субъективное» против «объективного», фотография находится между этих классификаций. Вот почему совершенно невозможно ответить на вопрос «Является ли фотография действительно искусством?» или «Это точное изображение твоего друга?». Как я сказал по другому случаю [самоцитата Аведона))]: «Все фотографии точны. Ни одна из них не есть правда».
Я не считаю, что снимки должны оправдывать свое существование и называться произведениями искусства или фотографическими портретами. Они воспоминания человека; противоречивые грани момента в его жизни объекта и наших жизней наблюдателей.
Юрий Лотман, из «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»:
Все мы знаем, как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверное, мы не колеблясь остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста.