02.12.2019

Stikla Strenči или Glass Strenči

в продаже!

Предисловие составителя, комментарий Музея фотографии и эссе Кирилла Кобрина с комментариями к отдельным снимкам в книге опубликованы на латышском и английском языках.

Эссе Кирилла в оригинале на русском можно прочитать онлайн на colta.ru

интро к книге на русском (извините, без правок корректора):

На чердаке фотомастерской города Стренчи долгое время скапливаются негативы на стеклянных пластинах. С 1909 года фотограф Давис Спунде и его ученики активно снимают. Снимают и на заказ и, как говорил сам Спунде, для истории. Фотографы очень мобильны, с изобретением сухого фотопроцесса можно легко снимать в любых местах. Семейные торжества, городские праздники, слеты добровольных дружин, разливы реки Гауи, солнечное затмение, сплавщики, строители, психиатрическая больница, школа, события, люди, места... И когда в 2004 наследники фотомастерской решают менять крышу, бить стекло у них не поднимается рука. Стекло, такое хрупкое, оказалось долговечным. Долговечнее пленки, которая горела, и избавиться от нее было просто. 

Стеклянные фотопластины теперь хранятся в Латвийском музее фотографии. Более 12 тысяч — каждая в листке с описанием, в конверте с референтным номером и в коробках. Бумажные отпечатки не сохранились, и нам теперешним выбирать как переводить изображение фотонегативов в позитивное. Возможно даже, что некоторые снимки будут впервые напечатаны на бумаге только сейчас в этой книге. То, что снимали для истории могли не печатать. 


Книга Stikla Strenči — рассказ о том, как эти люди могли бы жить, а не о том, как жили. Торжества, групповые портреты — и это ведь рассказ о том, как хотелось бы жить. Тогда хотелось быть в контакте с соседом, отрезать ему хлеб, подать кувшин, похлопать по плечу, коситься на красавицу. Тогда взгляд старых мастеров, устремленный в будущее, видел одно, теперь он пересекается с нашим взглядом, уже освоившим выработанный позднее фото язык и находящийся под большим влиянием кинематографа.