02.08.2010

Polaroid в опасности!

В чем суть опасности, грозящей европейской коллекции Polaroid, объяснил куратор выставки бывший директор Musée de l'Elysée Вильям Эвинг (William Ewing). Запись от 5 июля с выставки Polaroid в опасности! (фестиваль Les rencontres d'Arles).

William Ewing on POLAROID EN PERIL! from Kupi Kozu on Vimeo.

на английском/французском Вильям Эвинг рассказал примерно следующее:
Polaroid банкротился 2 раза. В 2001 и 2008. Пав жертвой, частично, цифровой революции, но в особенности ужасного управления компанией. И как ни удивительно, в такой ситуации polaroid удается сохранять престиж марки.
Может быть из-за солнечных очков, может, потому что Эдвин Лэнд (Edwin Land) был настоящим гением, Эдисоном нашего времени. Он постоянно что-то изобретал. Часть его изобретений так и не была реализована. Например, в 40ые в Детройте он предложил поляризационные фильтры для автомобильных фар. Это значило что водителя не ослепляли бы встречные машины. В Детройте сказали нет, это будет стоить 20 долларов на машину, это слишком дорого. В 47ом Лэнд заявляет об изобретении моментальной фотографии. Но его заявление могло и затеряться в истории, т.к. в 1857 моментальные камеры уже производились в Нью-Йорке, а во Франции история моментальных снимков началась с Жюля Бурдена в 1864. Эти камеры действительно производились, но так и не стали по-настоящему успешными, может, тоже из-за плохого менеджмента. А Эдвин Лэнд был все-таки настоящим гением менеджмента. Он объединял менеджмент, искусство, науку. Настоящий человек возрождения. Он считал себя художником. Он считал, что искусство это основа науки и технологии. И он пригласил Энселя Адамса (Ansel Adams), знаменитого американского фотографа, прийти и оценить новую технологию моментальных снимков. Они были просто созданы друг для друга. Они провели вместе 30 лет. И теперь, когда уже оба умерли, можно сказать, что Эдвин Лэнд использовал Энселя Адамса в качестве наживки, чтобы поймать других фотографов. Энсел Адамс получал очень хорошую оплату, лучше чем другие, сам об этом, конечно, не рапространялся по очевидным причинам. Вместе они тестировали технологию и вместе решили купить коллекцию снимков, предназначенную стать "современным стандартом". Эта коллекция фирмы polaroid называется The Library Collection и содержит работы [не полароиды, т.е. не моментальные снимки!] Энсел Адамс (Ansel Adams), Маргарет Бурке-Уайт (Margaret Bourke-White), Эдвард Вестон (Edward Weston), Юджин Смит (Eugene Smith), Пол Стрэнд (Paul Strand) и др. И, если вы следили за аукционом Сотби, 12 миллионов полученные с торгов коллекции фирмы polaroid были достигнуты благодаря этим снимкам, которые не являются полароидными моментальными снимками. Очень непростая ситуация...
Итак, Эдвин Лэнд нанимает Энселя Адамса. Энсель Адамс покупает The Library Collection. И Лэнд задумывается о том, как бы следить за развитием фотографии при том, что денег покупать мастеров нет. А в то время их снимок стоил аж 100 долларов! Безумные деньги ;) Энсель Адамс предложил давать камеры и материалы фотографам более молодого поколения в обмен на снимки для коллекции Polaroid. Труд их скромно оплачивался и они получали бесплатно все материалы. Затем последовало предложение давать материалы и камеры очень молодым и неизвестным фотографам. Так вот, большая часть снимков на этой выставке была получена именно благодаря этой The artist support program (программе поддержки художников), которая остановилась в 90ые годы.
В 1990 году корпорация Polaroid решила, что коллекция из примерно 16 тысяч снимков будет базироваться в Кембридже штата Массачусетс, а часть коллеции останется в Европе (из-за перевозки, таможенных сборов и подобных технических трудностей) и будет поделена между Европейским домом фотографии (Maison européenne de la Photographie) в Париже и нашим Musée de l'Elysée. В Париже 1,5 тыс работ и у нас 4,5 тыс. Потому, естественно, что мы важнее Парижа.
(продолжение следует)