18.07.2010

I’m a cliché. Arles 2010.

Бунтари, ведущие разгульную жизнь положили начало новой эстетике.

Панк сродни дадаистскому хэппенингу. Так считает Эмма Лавигне (Emma Lavigne) хранитель современного искусства Центра Pompidou и куратор выставки I’m a cliché. Как и у дадаистов, скандальные выходки и черный юмор панков оспаривал существующие нормы. При этом внешний нигилизм панка долгое время затенял его эстетику, которую Джон Сэвидж (Jon Savage), биограф панка, назвал «маргинальной, международной, мрачной, племенной, сумасшедшей, отчужденной и полной черного юмора».

По общепринятому мнению, панк движение разрослость с закатом оптимистичных утопий хиппи. После нефтяного шока и во время экономического кризиса 1976. Но уже задолго до этого в 1965 Нью-Йоркская Фабрика жила городской поэзией разочарования. Энди Уорхол, Лу Рид были по сути старшими братьями Sex Pistols, протопанками, а спродуцированная Уорхолом группа The Velvet Underground впервые коснулась темы городской маргинальности и стала своеобразным ориентиром для рока после 70-ых.

Среди двух десятков художников Фабрики был Питер Хьюжар (Peter Hujar). Его имя стало известно Европе только несколько лет назад, когда Antony and the Johnsons поставил снимок Хьюжара с умирающей суперзвездой Фабрики Candy Darling на обложку своего диска I’m a Bird Now. При этом влияние его «одиночества в городе» уже давно безусловно признали Роберт Маплторф и Нан Голдин.


Воображаемая биография Дэвида Войнаровица Артур Рембо в Нью-Йорке (David Wojnarowicz, Arthur Rimbaud in New York, 1978-79) выявляет связь между автором серии и автором «Сезона в аду».

Фотограф Вольфганг Тиллманс (Wolfgang Tillmans) начал свою карьеру в журнале i-D. Новаторский подход к фотографии (он кадрирует, делает ксерокопии, печатает на струйнике и вновь раскладывает свои истории в новом порядке) выявляет панк подход Do It Yourself, Search & Destroy. Работы Тиллманса продолжают нести в себе эстетику «коллективного тела» поколения пост-панк. «Рай, возможно, это когда ты забываешь свое эго, теряешь себя, чтобы стать частью скопления других тел».

(по пресс-материалам фестиваля Les rencontres d'Arles)